среда, 6 ноября 2013 г.

Аист



Аист (Бочан, Бусел, Стерх, Скокс, Шах) — особо почитаемая птица, наделяемая в народных представлениях человеческими свойствами. В славянской мифологии занимает особое место, она это заслужила своим внешним видом и обычаем селится вблизи человеческого жилья. Характер птицы отражен в обрядах, обычаях, приметах народа. Этим птицам приписывается роль вестника, сообщающего о рождении ребенка.

Согласно данному поверию, в доме, над которым кружит аист скоро должно появиться потомство. Считается, что аисты приносят детей из болота в корзине или в узелке, спуская его через печную трубу. В белорусских деревнях дети просили аиста принести им сестричку или братика, при этом оставляли на окошке тарелку с сыром, как бы задабривая аиста. Эта птица одновременно считалась и покровителем новорожденных. На родины, непременно приходил ряженный аистом человек с поздравлениями и обережными заклятиями.

Согласно легенде о появлении на свет аиста, Бог собрал всех ползучих гадов в мех, для уничтожения. Позвав человека, чтобы тот бросил мех в огонь или воду. Однако, человеческое любопытство заставило его развязать мешок, тем самым освободив их и они снова расползлись по земле. Бог разгневавшийся превратил руки человека, в крылья и спустивши с него штаны загнал в воду, что бы тот заново собрал всех гадов. От холода у него покраснели ноги и нос, тогда бог сжалился над ним и оставил ему белую рубаху, и черную жилетку.

Этот миф отразился так же в поверьях о душе этой птицы и о том, что аисты способны понимать человеческий язык. Первый, повстречавшийся аист, мог стать источником здоровья, согласно народным поверьям. Когда вы только увидели аиста — нужно побежать во весь дух, затем обязательно прислониться к чему-нибудь деревянному, так вы можете избавитесь от боли в спине. Весной, готовясь к прилету аистов, дети подбрасывают в воздух для них специальное угощение с изображением ноги аиста, таким образом, они просят его о будущем урожае. Если для этого обряда используют кошелек — значит, просят денег. Но, если вы увидите аиста, стоящего неподвижно — это может предвещать засуху, безбрачие или даже смерть. А вот пара аистов — скорое вступление в брак. Аисты могут символизировать непогоду. В польских и болгарских поверьях — он насылает непогоду, собирает или разгоняет грозовые тучи, может наслать град и молнию, ливень и засуху.

Поскольку большая rорделивая птица совepшенно не боится человека и вьет rнезда на крышах домов или на верхушках близрасположенных деревьев, ежеrодно возвращаясь на старое, обжитое место, люди привыкли рассматривать ее как ангела-xpaнителя домашнего очага, как мирный символ постоянства и благополучия. Питаясь ляryшками, змеями, ящерицами, мышами, червями и прочими, с точки зрения человека, мерзкими rадами, аист уничтожает всевозможную нечисть, и потому окружен ореолом бескомпромиссноrо борца со злом.

Птицу, исполняющую такую важную роль, всячески привечают на подворье, устроив для нее на дереве, что-то вроде гнезда. Дом, около которого гнездятся аисты — считается уважаемым, охраняемым. А вот, если в селении нет ни одного аиста, значит оно проклято. Тот, кто разорит аистовое гнездо, ждет страшная кара и самое маленькое наказание — будет пожар. Говорят, что аист сам может принести в клюве тлеющую головешку, как бы отвечая на обиду. Его еще отождествляют с курильщиком. Если вы послужили смерти аиста, то у вас обязательно случиться падеж скота, увечье или даже смерть кого-то из близких.

Многие народы почитают аиста. У южных славян ходит красивая легенда, как будто улетая на зиму — аисты живут в краю волшебных озер. Если аист окунается в одно из них - превращается в человека, если в следующее — превращается обратно в аиста и собирается в обратную дорогу к местам гнездования. Так он поддерживает продолжение своего рода. Этот красивый миф еще раз свидетельствует близости природы и человека.

Весеннее появление блаrочестивой и набожной птицы православные христиане приурочили к одному из важнейших церковных праздников — Блаrовещению, поэтому накануне этоrо дня в дepeвнях выпекали особые хлебцы с отпечатком птичьей лапы. Помимо Bcero прочеro, в некоторых странах Восточной Европы аист являлся эмблемой паломничества, поскольку там бытовало мнение о том, что крылатый праведник, совершая ежеrодные перелеты, реryлярно посещает Святую землю с блаrочестивыми намepeниями.  

Справочно

...Кто не слышал ужасно красивых историй, которые рассказывают повсюду, где гнездятся аисты и бытуют охотничьи рассказы?! Они всегда принимаются всерьез, и время от времени то в одной, то в другой газете появляется отчет о том, как аисты перед отлётом в Африку вершили суровый суд: карались все преступления аистов, входящих в стаю; и прежде всего все аистихи, запятнавшие себя супружеской изменой, были приговорены к смерти и безжалостно казнены. В действительности для аиста его супруга значит не так уж много; даже нет абсолютно никакой уверенности, что он вообще узнал бы ее, встретив вдали от их общего гнезда.

Пара аистов вовсе не связана той волшебной резиновой лентой, которая у гусей, журавлей, воронов или галок явно притягивает супругов тем сильнее, чем дальше друг от друга они находятся. Аист-самец и его дама почти никогда не летают вместе, на одинаковом расстоянии друг от друга, как это делают пары упомянутых и многих других видов, и в большой перелет они отправляются в совершенно разное время. Аист-самец всегда прилетает весной на родину гораздо раньше своей супруги — точнее, раньше самки из того же гнезда.

Эрнст Шюц, будучи руководителем Росситенской орнитологической станции, сделал очень многозначительное наблюдение на аистах, гнездившихся у него на крыше. Заключалось оно в следующем. В тот год самец вернулся рано, и едва прошло два дня его пребывания дома — появилась чужая самка. Самец, стоя на гнезде, приветствовал чужую даму хлопаньем клюва, она тотчас опустилась к нему на гнездо и так же приветствовала в ответ. Самец без колебаний впустил ее и обращался с нею точь-в-точь, до мелочей, так, как всегда обращаются самцы со своими долгожданными, вернувшимися супругами. Профессор Шюц говорил мне, он бы поклялся, что появившаяся птица и была долгожданной, родной супругой, если бы его не вразумило кольцо — вернее, его отсутствие — на ноге новой самки.
Они вдвоем уже вовсю были заняты ремонтом гнезда, когда вдруг явилась старая самка. Между аистихами началась борьба за гнездо, — "не на жизнь, а на смерть", — а самец следил за ними безо всякого интереса и даже не подумал принять чью-либо сторону. В конце концов новая самка улетела, побежденная "законной" супругой, а самец после смены жен продолжил свои занятия по устройству гнезда с того самого места, где его прервал поединок соперниц. Он не проявил никаких признаков того, что вообще заметил эту двойную замену одной супруги на другую. Как это не похоже на легенду о суде! Если бы аист застал свою супругу на месте преступления с соседом на ближайшей крыше — он, по всей вероятности, просто не смог бы ее узнать.

Конрад Лоренц (1903-1989) — лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о поведении животных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий