среда, 6 ноября 2013 г.

Асилки


Аси́лки (оси́лки, веле́ты) — персонажи мифологии восточных славян, великаны-богатыри, жившие в древние времена и уничтоженные громовержцем за непомерную гордыню. 

Согласно народным белорусским преданиям они жили в древние времена, наравне с лесными друдами, жителями пещер, являлись создателями утесов, рек, разбивали камни каменными орудиями. Все они относились к людскому роду, отличались не только силой, но и мудростью, обучали людей землепашеству, кузнечному делу. Когда они подбрасывали в небо свои булавы, то гремел гром. Очень часто за каменными разбитыми стенами находили похищенных змеем людей. Они, возгордившись своею силой, бросили вызов самому Богу, которым и были уничтожены.  Их название можно перевести, как каменное небо, камень.

До сих пор считается, что их духи охраняют древние курганы. Свой род они ведут от бога Велеса. В момент, когда они сердились, то с корнями вырывали деревья из земли, сбрасывали камни с гор, вызывали шторм и бурю. Порой за разбитыми каменными стенами находили похищенных змеем людей. Но однажды они возгордились своею силою, хвастаясь направо и на лево, что они выше самих гор, и их создала сама Мать Сыра Земля, как бы намекая, что не известно еще кто старше они сами или бог. Тогда, разгневавшиеся высшие силы превратили их в камень.


В Слутчине известна сказка о том, как асилок разбивает булавой каменную стену, за которой страдали похищены Цмоком люди. В других сказках царь Гром, как и асилки, разбивает камни и деревья. В одной из легенд могучий асилок разбил большим молотом огромный камень, а в сказках брошенная вверх булава асилка «гудит в небе, словно гром гремит». Таким образом, асилки в фольклоре ассоциируются с камнем, каменными жерновами, топорами, громом, т. е.. с атрибутами бога грозы. От названия каменного устройства, которым в древности высекали огонь, происходит слово «оселок» — «точильный камень», а также старославянское «осла» и подобные им названия камня в других индоевропейских языках. Со словами «осла», «аселак» языковеды связывают этимологию слова «богатырь».

Для того, чтобы лучше понять сущность асилков, приводим заметку белоруских авторов — Алеся Шамак и Юлии Шамак.

Давным-давно, когда еще люди жили в лесах дремучих, пришли на нашу землю асилки. В лесах было много зверья: медведей, волков, лосей, кабанов. В реках и озерах жили выдры, множество рыбы.

Асилки были люди здоровые, высокого роста, широкие в плечах. Голос у них колоколом гудел. Они могли с корнем вырывать деревья, забрасывать за облака тяжелую дубину. Хозяйства они не вели, питались тем, что ловили в лесах зверей да в реках рыбу. Одежду шили из шкур зверей. Асилки строили городища, перебрасывая топоры из одного на другое, чтобы не тратить времени на хождение.

Давным-давно, под большим камнем, где била криничка, родился асилок. Назвали его Неманом. Жил он среди лесов дремучих, лугов широких. Красивый, работящий. Природе и людям и всему живому добром платил. По соседству жила Лоша. Красивая девчина, но ленивая, лежала в тени, собой любовалась. Никому от нее не было радости. Лоша часто заглядывала к своему соседу.

Приглянулась Неману красавица. Была свадьба. Гуляла на ней вся родня жениха: и Сула, и Уса, и Уздянка, и Щара. Кого тут только не было! Пили, танцевали, молодым счастья и доброй доли желали.
Кончилась свадьба, начались будни. Снова Неман не знал ни дня ни ночи. Поил, кормил, жалел всех, кто к нему тянулся: и человека, и зверя, и птицу, и рыбу, и живность всякую. Радовал зеркалом вод прибрежные леса, поля, луга. На своей сильной груди носил лодки, гонял плоты.
Не раз приглашал на широкий простор и свою красавицу ненаглядную. Только та оставалась безразличной, холодной, не хотела делить со своим богатырем невзгоды и радости.

Однажды темной ночью Неман пошел прочь от своей жены. Проснулась Лоша, а Немана нет. Начала догонять беглеца, да не в ту сторону кинулась. По долинам и низинам бежала, сил не хватало, не знала, куда лучше податься. Звала на помощь, но никто не пришел: ни Птичь, ни Березина, ни Свислочь. Только Выня посочувствовала горю подруги. Выбежали они вдвоем к песчаной гряде и увидели, как Неман через долы и леса дорогу себе прокладывает. Волнами горьких слез кинулась Лоша в объятия своего богатыря: почувствовала — жить, как раньше, нельзя. Начала помогать Неману.

Асилки были защитниками земли и людей. Подвиги асилков связаны с их борьбой против темных сил. У этих богатырей всегда были друзья — такие же богатыри. Только проявляли они свою силу и необычайные возможности в какой-то одной области. Например, Ломай-камень легко разбрасывал горы и разбивал валуны, выравнивая пути-дороги. Вернидуб быстро выкорчевывал лес.

Только беларусские богатыри были способны справиться с Цмоком, который прилетал из чужих краев. Смело бились они с чудовищем на своей земле. Не боялись отправиться на поиски чудовища в чужие края, если оно, похитив девушек-красавиц, успевало скрыться. Находили и там вызывали на бой. Цмок всегда выходил на бой с богатырями в своем настоящем обличье, никогда не превращаясь в других существ.

У Цмока есть жена-змея, сестры, братья, отец, бабка — Юга. За уничтожение своего мужа, брата, племянника они всегда стремятся отомстить богатырям. Когда те возвращались домой, родственники Цмока преследовали их, превращаясь то в кровать, то в яблоню, а то и в криницу. Приляжет утомленный богатырь на кровать, съест яблочко или попьет воды из криницы — умрет в одночасье. За добро и смелость асилка, за его готовность помочь и людям и зверям, всегда найдутся ему чудесные помощники — щука, медведь, волк, седой Дед, которые дадут совет, помогут делом, предупредят о коварстве врагов. Даже боги, ценя добрые дела асилков, поддерживали их.


Комментариев нет:

Отправить комментарий