
В Древней Руси медицина была, существовала и делала немало полезного. Эпохальным для тогдашней медицины было время, когда Древняя Русь стала христианским государством. Именно тогда появились монастыри, которые были не только сугубо религиозными учреждениями, но и очагами науки и культуры, формой социальной организации жизни людей на основе общих взглядов.
Поначалу монастыри существовали как закрытые сообщества. Живущие в них монахи не стремились к «общению» с народом, ведь монашество являлось подвижничеством, отречением от мирских соблазнов. Как считают современные ученые, монастыри уже тогда представляли собой многофункциональную систему, где образовался особый тип самопомощи человеку. Получив поддержку со стороны княжеской власти, окрепнув экономически, монастыри становились центрами благотворительной, социальной деятельности и выполняли такие основные функции, как лечение, обеспечение неимущих (в виде милостыни), обучение.
В первой половине ХIII века было известно почти 70 монастырей, причем в крупных городах их насчитывалось много: по 17—18 в. — в Киеве и Новгороде, 4 и более — во Владимире Суздальском, Смоленске, Чернигове, Галиче и др. Но с середины ХIV в. большинство монастырей образуется вдали от главных городов. Так, поистине выдающимися центрами культуры стали монастыри на Севере. Первые их основатели — Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий, Мартиниан Белозерский, Кирилл Комельский — были образованными людьми. Установлено, что они сами переводили и переписывали книги и поручали это своим ученикам. Вероятно, они были хорошо знакомы и с медициной, как знаменитый Кирилл Белозерский, настоятель хорошо известного Кирилло-Белозерского монастыря.
Впрочем, следует иметь в виду, что основным занятием ученых монахов, хотя они и представляли очень тонкий тогда слой носителей интеллектуальной культуры, было, скорее всего, не изучение и переписка античной литературы (и уж тем более не исцеление болящих), а богословие. Тем большего уважения заслуживает гуманный подвиг — именно подвиг — безвестных монахов, посвящавших себя занятиям практической медициной, милосердной деятельностью по исцелению болящих и страждущих.
Здесь, в монастырях, появились первые в Древнерусском государстве больницы: основали их по примеру Афонского и других христианских монастырей Византийской империи, с которыми монастыри Древней Руси были связаны тесными узами.
Преподобный Феодосий Печерский (ок. 1036—1091) — русский святой, один из основателей Киево-Печерской лавры (другим основателем считается Антоний Печерский), был учредителем монашеского общежития в русских монастырях. В ХI веке, как свидетельствует летописец, игумен Печерского монастыря Феодосий построил при монастыре богадельню: «Сътвори двор близ монастыря своего, и церковь вьзгради в нем святаго первомученика Стефана, и ту повеле пребывати нищим и слепым и хромым и трудноватым, и от монастыря подаваше им еже на потребу, и от того всего сущаго монастырскаго десятую часть давайте им». Фактически это было соединение богадельни с больницей — странноприимный дом, созданный, скорее всего, по примеру православных монахов Византии.
В церковных рукописях упоминается, что странноприимные дома, или странноприимницы, включавшие, очевидно, и больницы, действительно существовали в Византии. Такую же странноприимницу организовал Феодосий в Печерском монастыре.
Есть основания утверждать, что с первых же шагов на Русской земле православная церковь взяла медицину под свое крыло — подобно тому, как это было в Византии, или как поступала православная, да и католическая церковь во многих странах Европы.
Как считали историки, господство религиозного сознания в Средневековье вместе со слабостью медицины того времени отдавали в распоряжение церкви множество тяжело или неизлечимо больных еще задолго до их смерти. Например, в рассказе Киево-Печерского Патерика об организации Феодосием больницы (странноприимницы) в монастыре в 1060—1070 годах ясно указывается, что тяжелобольные, которых приносили в монастырь, прежде чем поступали в монастырскую больницу, постригались, т.е. превращались в монахов. (Патерик — сборник дидактических новелл о подвигах христианских монахов. — БСЭ, т.19 , стр. 275.).
По всей вероятности, странноприимница Печерского монастыря была не единичным подобным учреждением, ибо в тогдашнем законодательстве было узаконено их существование и даже определено их «финансовое положение». О точной дате открытия монастырских больниц говорить трудно, но все же следует считать, что они появились в Древней Руси, по-видимому, одновременно с монастырями. Во всяком случае, первое сохранившееся упоминание о монастырских больницах относится ко времени княжения Владимира Святого (Х век): именно он, как свидетельствуют летописи, вместе с митрополитом Леоном (Леонтием) установил своеобразную подать (налог) — так называемую десятину в пользу «нищих, сирот, сирых, больных и пр.». Это были весьма солидные средства.
В скором времени больницы стали непременной частью монастырей, впрочем, и церквей тоже: во всяком случае, при сооружении новых церквей и различных зданий для монастырей предусматривалось строительство и «медицинского корпуса». Таким образом, монастырские и церковные больницы стали непременной принадлежностью социального устройства Древнерусского государства. Важно обратить внимание и на то, что больницы эти были общедоступными, т.к. в них «медицинская помощь», оказываемая лечцами, была бесплатной («безмездно врачевание») в отличие от помощи других, мирских, или «гражданских», лечцов.

Источник: http://www.medvestnik.ru/articles/monastyrskaya_medicina_v_drevney_rusi/
Комментариев нет:
Отправить комментарий