
Знахарка (знающая, ведунья, ворожейка, бабушка, шептунья) — женщина, владеющая «тайным» знанием, благодаря которому она могла лечить, «снимать порчу», наведенную колдуном.
По народным представления, знахарка, в отличие от колдуна, не зналась с нечистой силой, а в своих действиях прибегала к помощи Бога. Существует легенда о том, что первый знахарь обладал только «добрым» знанием: он, знал лечебные («добрые») травы, посеянные Богом на пользу человека, умел понимать их говор и шепот земли, знал все тайны природы. Он приносил пользу людям и был счастлив. Однако, став стариком, под влиянием дьявола он решил вернуть себе молодость и узнал «злые» травы. После этого он научился причинять людям вред. От него по белу свету повелись и знахари, и колдуны. Однако в народном сознании эти две категории людей, владеющих «тайным» знанием, редко различались. Считалось, что «знающий» может делать добро и причинять зло. Колдуны и знахари наделялись сверхъестественными способностями, при этом во многих регионах России они четко разделялись по способу и направленности действий. В судебных делах XVII в. не проводилось грани между знахарями и колдунами: их действия одинаково оценивались как «бесовское волхование», «еретические наговоры» и жестоко преследовались властями.
Лечением травами и заговорами, ворожбой пользовались как женщины, так и мужчины, однако сферы деятельности у них были разные. Так, с просьбой приворожить кого-либо девушки и женщины обычно обращались к знахаркам. Пословица на эту тему говорит: «Бабьи враки — девичьи присухи; бабы врут, девкам присуху дают». Вместе с тем знахарки охотнее «снимали тоску» с человека, лишившегося любви, чем давали приворотное зелье или шептали заговоры на «присуху», поскольку «присуха» — греховное дело, и считалось, что чаще этим занимался колдун.
Преимущественная сфера деятельности знахарки — лечение маленьких детей, причем вполне определенных детских болезней, не случайно во многих местностях знахарку как и повитуху, называли «бабкой», «бабушкой». В народных представлениях новорожденный, пришедший из мира природы, длительное время сохранял с ней связь. По поверьям, знвхарка ближе к природе, чем мужчина-знахарь, поэтому она успешнее лечит болезни, принесенные из «иного» мира. К ним относились прежде всего грыжа и родимец (младенческие судороги). В целях профилактики мать или повитуха «загрызали» грыжу (закусывали зубами) сразу после рождения ребенка на «родимом месте» (там, где он родился). Если же эти меры не помогали и у ребенка возникала грыжа, то ее лечением занималась знахарка: она «загрызала» ее собственными зубами, произнося заговор: «Ем-заедаю, грызу-загрызаю все двенадцать грыж…» — или покалывала щучьими зубами, мазала кровью убитой мыши и т. д. Родимец также появлялся из мира природы, об этом, в частности, свидетельствовало его название: в заговорах его называли «родимый родимец», то есть ребенок был наделен им от рождения. 3нахарки излечивали от него менструальной кровью матери, кровью петуха и т. д.
При лечении детских нервных болезней: испуга, призора, урока — заболеваний, причиной которых считали наведенный сглаз, знахарка использовала воду, поскольку ей приписывали очистительные свойства. Кроме того, вода символизировала плодородие и женское начало, не случайно она постоянный атрибут родинных обрядов. Вероятно, еще и поэтому женщины-знахарки чаще, чем мужчины-знахари, прибегали в своей практике к воде. Нередко на Русском Севере специализация знахарки определялась её умением лечить детей наговорной водой: «бабка робенков моет». По поверьям, вода смывала болезни. С помощью воды знахарка лечила некоторые болезни животных, например «открывала молоко» у коров. (По поверьям, колдуны могли «закрывать молоко» и корова переставала доиться).
Еще одной стихией, связанной с женским началом, была земля. По архаическим представлениям, мать-земля — это порождающее чрево. 3нахарки проводили некоторые обряды, связанные с землей, для лечения детей, например чтобы излечить от «собачьей старости» (рахита). Обряд заключался в том, что ребенка протаскивали под «утиной межой» — границей двух полей. Цель обряда заключалась в том, чтобы оставить болезнь под землей. Отверстие в земле считалось могилой, в которой хоронили болезнь и где происходила временная «смерть» больного ребенка, вместе с тем оно же было материнским лоном, которое заново рождало ребенка, теперь уже здорового.
Многие лечебные обряды знахарки проводила у печи. В народных представлениях печь ассоциировалась с женским телом. Поэтому обряд «перепекания» младенца, больного «собачьей старостью», происходил также в печи. Ребенка на хлебной лопате сажали в остывшую печь, уподобляя его караваю хлеба. Он как бы на время возвращался в материнское лоно, которое символизировало устье печи, после чего должен был возродиться здоровым. Этот обряд проводился 3. и матерью ребенка.
Многие заговоры, например на испуг, тоску, знахарка читала у печи, в бабьем углу — традиционно женском месте в избе. Она вставала лицом к устью печи. Во время произнесения заговора печная труба закрывалась, «чтобы слова заговора не улетели». Больной стоял под матицей, которая служила границей между внешней и внутренней частями дома, что способствовало изгнанию болезни во внешний мир. Когда 3. заканчивала чтение заговора и ритуальные действия у печи (например, закрегцивание наговоренной воды ножом), она выходила к больному, умывала его этой водой, а остатки выплескивала за порог, что означало окончательное изгнание болезни из тела человека. Разработанность обрядовых действий у печи свидетельствовала об архаичной форме некоторых лечебных обрядов, которые проводили именно женщины.
Возраст и семейное положение знахарки могли быть различными. Это и замужние женщины среднего и пожилого возраста, и одинокие старые девы. В Заонежье существовало поверье, что заговоры следует передавать людям с хорошими волосами и зубами, то есть в расцвете жизненных сил. Если знахарка вступала в интимные отношения с мужем, то после этого она должна была произвести очищение огнем и водой: переступить через огонь и окатить себя водой, и только тогда она могла проводить обряд лечения.
Заговоры обычно передавались по наследству. Существует поверье, что их необходимо передать перед смертью, иначе знахарка будет тяжело (как и колдун) умирать. До наших дней сохраняется запрет на передачу заговоров от младшей к более старшей по возрасту, так как в этом случае их использование не будет действенным.

Источник: Н. Мазалова
Комментариев нет:
Отправить комментарий