пятница, 1 ноября 2013 г.

Знахарь


Знахарь (знаткой, знающий, шептарь) — мужчина, обладаю­щий «тайным» знанием.
По народным представлениям, знахари, как и женщины-знахар­ки, умели лечить, снимать порчу, ворожить, предсказывать будущее, отыскивать пропавшие предметы. Вместе с тем только знахарь  как и колдун, мог «налаживать» или «отпускать» свадьбы. 
Цель обряда «отпуска свадьбы» — уберечь молодых от свадебной порчи. 3нахаря нередко пригла­шали на свадьбу в качестве дружки. Перед тем как повезти молодых к венцу, знахарь наговаривал заговор — «отпуск» на воск, древу (крупный песок), иглы, кусок сети и другие предметы, которые затем надевали на тело молодых или крепили к их одежде, клали в обувь. «Отпуск» также наговаривали на замок, который молодые хранили в течение свадьбы, или на плеть, которой били вдоль дороги, когда по ней проезжал свадебный поезд, чтобы «отогнать» порчу.
3нахарь мог помочь и в том случае, когда предохранительных действий не совершили и свадебная порча была наведена. Виды свадебной порчи многообразны. Если не мог двинуться с места отправляющийся к венчанию поезд, знахарь в Вятской губ. сажал в соломинку блоху и клопа, произнося приговор: «Как блоха да клоп скачет, так и вы, кони, скачите». Или же знахарь трижды обходил остановившийся свадебный поезд, произно­ся соответствующий заговор. Во время свадебного пира ему удавалось вывести из обморочного состояния (колдовских чар) жениха и невесту. 3нахарь также способствовал возвращению утраченной половой способности жениха. Он выдавливал кровь из гребня петуха (петух — символ муж­ской силы), поил ею жениха с приговором: «Как гребешок у петуха стоит, так чтобы и у (имя) стоял». Кроме того, за­ставлял жениха мочиться на раскаленное железо, чтобы он приобрел такую же силу, крепость и жар.
Если колдун вселял в молодых отвращение друг к другу используя наговоренные предметы, знахарь  чтобы снять порчу, должен был их отыскать. Например, если в подушку моло­дых была зашита кость мертвеца, принесенная с кладбища, знахарь извлекал её и бросал в реку.
Иногда свадьба становилась ареной своеобразного еди­ноборства колдуна и знахарь  один из которых вредил, а другой устранял порчу. 3нахарь, состязаясь в силе с колдуном, мог отнять у него способность к колдовству. Так, в заонежских быличках встречался мотив лишения колдуна силы: дружка чудес­ным образом поднимает колдуна под потолок и заставляет его выплюнуть зубы. По поверьям, потеря зубов приравни­валась к утрате колдовской силы.
3нахарь также мог разоблачить колдуна и ведьму, заставив их явиться в определенное время и место, например помимо своей воли прийти за золой в избу, где жгли осиновые дрова в Чистый четверг. Кроме того, знахарь мог наслать на них порчу, воткнув в их следы иголки, и т. д.
В некоторые обряды, которые проводили исключительно знахари  присутствует огонь. По народным представлениям, огонь обладает очистительной силой; он также символизирует мужское генеративное начало. Об этом свидетельствует, на­пример, обычай молодежи прыгать через костры в ночь на праздник Ивана Купалы. Профессия кузнеца (по народным поверьям, он знается с нечистой силой и является «знаю­щим», колдуном), для которой характерна работа с огнем и металлом, считалась только мужским занятием. Причем знахарь «работал» с природным огнем, а домашний, связанный с печью, был атрибутом обрядов знахарки.
Еще в начале XX в. с эпидемиями «боролись» с помощью так называемого чистого огня, который добывали путем тре­ния друг о друга деревянных брусков, причем имели право на это только мужчины, являющиеся первенцами в своей семье. Затем по всей деревне раскладывали костры: верили, что после этого болезнь уйдет. Предварительно в каждом доме гасили огонь; после того как добывали новый, его раз­носили по домам, а те, кто, не дождавшись, затапливал печь, подвергался жестоким наказаниям — его дом сжигался.
Преимущественно мужчины-знахари также с помощью «чисто­го» огня лечили некоторые кожные заболевания, например «летучий огонь» (аллергию). Считалось, что причиной этой болезни могло быть непочтительное отношение к огню, когда в него плевали или мочились. В Архангельской обл. «летучий огонь» лечился искрами, которые знахарь высекал крем­нем из огнива.
К числу знахарей относили и коновалов, которые врачевали не только скот, но и людей, они лечили от испуга, заговаривали зубы. 



Источник: Н. Мазалов


Комментариев нет:

Отправить комментарий