
Бес (ст.-слав. bеsь) — в славянской мифологии — злой дух, демон. У славян бес представляется особым персонажем, отличным от чёрта, дьявола и беса книжной традиции. У христианских летописцев этим же словом иногда обозначаются языческие божества. В Новгородской Кормчей XIII в. отмечено, что язычники "жроуть (приносят жертвы) бесом, и болотом, и колодязем".
Согласно языческим верованиям, бесы причиняли людям мелкий вред, могли вызывать непогоду и насылать мороки, сбивающие людей с пути. Славяне-язычники верили, что земля в течение всей зимы остается под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода.
Бесы могут представляться в различных образах. Характерна русская пословица: «У нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Облик беса народных верований сложился на стыке христианской и языческой, письменной и устной традиций: на протяжении столетий образы библейского беса и различных «народных» представителей нечистой силы взаимодействовали. Названием бес (вероятно, предшествующим наименованию «чёрт», появившемуся на Руси не ранее XVI–XVII вв.) искони обозначались самые разнообразные существа и силы, вернее некая вездесущая сила, которая позже приобрела более или менее четкие облики домового, лешего, водяного и т.п.

Однако собирательность названия бесы сохранилась почти до наших дней. В. Даль перечисляет несколько десятков синонимов слова бес (правда, более относимых в народной традиции не к бесу, а к черту): змий, кромешный, враг, недруг, неистовый, лукавый, луканька, не-наш, недобрый, нечистая сила, неладный, соблазнитель, блазнитель, морока, мара, игрец, шут, некошной, ненавистник рода человеческого [Даль, 1880].
В народной демонологии славян представления о бесах развивались под влиянием церковно-книжной традиции и сближались с поверьями о чёрте. В памятниках древнерусской литературы («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, XI в.) и летописях к «бесам» причислены высшие и низшие языческие божества. Слово «бес» могло иметь значение «языческий бог», «идол». В житиях, повестях, заклинательных молитвах бесы выступают как нечистые злые духи, соблазняющие человека и наносящие ему физический и моральный вред (вызывают болезни, кликушество, пьянство, вводят в — блудный грех).
Бес обычно описывался как существо чёрного иногда зелёного цвета, ср. рус. чёрный, чёрт. Бес мохнатый, крылатый, хвостатый, на руках и ногах — когти, распространяет вокруг себя дым и смрад. Может явиться в образе зверя, змея, черного пса, медведя, волка, воина, монаха, инородца, скомороха, иногда — ангела, даже Иисуса Христа.
Иконографические изображения беса подчеркивают его зооморфный облик (крылья, хвостик, птичьи лапы) и особо — остроконечную голову и волосы «шишом» (ср. рус. диал. шиш, шишко ''чёрт''). В русских памятниках XVII в. встречаются изображения бесов с гипертрофированными гениталиями.
Однако, в народных поверьях сохранились представления о бесе как о персонаже, отличном от чёрта, дьявола и беса книжной традиции. У восточных славян слово "бесы" служит для обозначения всех отдельных категорий духов: рус. бес полуденный — полудница, бес во дворе — домовой, бес-волосатик. — леший; укр. польови бic — полевик.
Что касается низших божеств, то отношение к ним со временем, после прихода христианства, становилось всё более отрицательным, постепенно в народном сознании они превращались в бесов или просто в зловредные существа. После принятия христианства, бесы начинают считаться злыми, но трусливыми, которые в неописуемом смятении мечутся по земле, отыскивая себе надежные места для защиты от этого божественного небесного огня.
Обыкновенно скрываются они в жилых и нежилых строениях, вскакивая через открытые двери и окна и влетая через печные трубы и всякого рода отверстия. Столь же нередко спешат они укрыться в густой хвое, в тени развесистых деревьев, за всяким подходящим прикрытием. В числе последних самыми надежными, вполне безопасными считаются в блудливом бесовском сонме живые люди, застигнутые под открытым небом на лошади или в телеге, так как небесная огненная стрела находит виноватого всюду и разит без разбора, убивая из-за бесов и людей (бесы вполне безопасны от ударов молнии лишь в чистом поле на межах). По русским преданиям, в черный дым превращаются исчезающие, улетающие черти, бесы. Воззрение на воздух как среду обитания бесов присуще книжной христианской традиции.
В русских и украинских быличках девушки при гадании или общении с нечистой силой надевают себе на голову горшки, а бес пытается оторвать им голову, но вместо этого только разбивает горшки. Считалось что подпоясанного человека «бес боится», его не тронет ни домовой, ни леший. Считалось, что под бузиной и в её корнях живет дух, демоническое существо (черт, бес и др.).
Восточные славяне считали, что муки в аду могут прекращаться на Благовещение и с Пасхи до Вознесения. После Страшного суда адским мукам будут подвергнуты и бесы, а некоторые грешники будут от них освобождены. Где люди ругаются, проникают бесы, ангелы же покидают такое жилище.
Среди бесов имеется главный бес. Привратником ворот ада считался старший бес или св. Касьян. Бывают бесы — хороможители. Анчутка беспятый — тоже бес.
Поскольку бес всегда находился где-то рядом, поблизости от человека, как бы ожидая его промахов, с ним обычно связывали повседневные неудачи. Отсюда и происходят поговорки типа: "Бес попутал" и т. п.
По поверьям, «одержание бесом» вызывало болезни, обычно сопровождающиеся истерическими припадками, судорогами, — родимец, падучую и т.п. Таких больных иногда именовали «бесовниками». «При икоте сто бесов живот гложет», и в кликуш якобы вселяется бес, который требует определенных пищи, питья и «говорит» изнутри.
В. Даль в конце XIX в. отмечал, что простой народ «всякое непонятное ему явление называет колдовством и бесовщиной» [Даль, 1880]. Бесовством, бесовщиной именовались «неистовство всякого рода, соблазнительные призраки, дьявольское наваждение».

Комментариев нет:
Отправить комментарий