
Колодец (студенец) буквально — "родник (с лежащей колодой)", затем — "родник, обложенный колодой". В Новгородской Кормчей XIII в. отмечено, что язычники "жроуть (приносят жертвы) бесом, и болотом, и колодязем".
В древние времена, прежде чем приступить к освоению нового поселения, необходимо было убедиться в наличии в местности воды. По большей части, люди селились по берегам рек, поэтому необходимости в колодцах не было.
Колодцы в древнерусских поселниях сперва делались только внутри крепостей — на случай осады. В летописи рассказывается, как изголодавшиеся защитники города, собрав последние съестные припасы, опустили в колодцы бочки с киселём и медовым напитком, после чего пригласили осаждающих на переговоры и без большого труда убедили их в том, что земля, мол, «сама кормит» горожан, а значит, взять их измором невозможно (см. Кисель).
В мирное время воду для домашних нужд брали из реки. Однако потом поселения начали разрастаться, ходить стало далеко, да и реки постепенно утратили былую хрустальную чистоту. Тогда и принялись делать повсеместно колодцы.

Поэтому копка колодцев играла, безусловно, важнейшую роль. Рытье колодцев всегда начиналось с поиска воды при помощи лозы, что внешне напоминало своеобразные «шаманские» действия.
День Федора Колодезника (21 июня) на Руси считался наиболее подходящим для того, чтобы найти воду и выкопать колодец. Сейчас мало кто знает о такой дате, а вот в далеком прошлом это был особенный день, когда копание колодца непременно должно было увенчаться успехом.
На Руси изготовление колодцев осуществлялось исключительно из древесины. Идеальным во всех отношениях по праву считался дуб, однако нередко для строительства колодца использовалась осина.
Как уже упоминалось, древнейшие колодцы обязаны своим названием «колоде» — древесному стволу, желательно дубовому, выдолбленному и углублённому в землю до водоносного слоя. В таких «колодезях» зимний лёд сохранялся чуть не до середины лета (студенец). Со временем появились и другие конструкции. Если вода располагалась неглубоко, колодец мог представлять собой ничем не укреплённую яму. Чаще, однако, его стены выкладывали горбылём или опускали в землю сруб.
Большинство древнерусских колодцев книзу расширялось, имело форму бутылки. Они хорошо накапливали воду, однако, свалившись туда, выбраться было весьма затруднительно. Поэтому верхнюю часть сруба (а крепостные колодцы бывали размером 4х4 м!) делали достаточно высокой и перекрывали настилом, оставляя небольшое отверстие с крышкой. А над колодцем устраивали навес, обычно на четырёх фигурных столбиках, с затейливой кровлей. Колодцы эти служили истинным украшением городских улиц и дворов.
Копка колодцев на Руси принесла за собой множество интересных обычаев и поверий. Например, мужчины бросали оружие в колодец после окончания своего пути воина, а странники оставляли около попавшегося на пути колодца любую свою вещь, чтобы благополучно добраться до следующего. Устройство колодца, как и многое другое, в те времена связывали с таинственными силами. Так, например, раньше было принято вырыть колодец посреди деревни и выкопать колодец в лесу. Первый применялся для собственных бытовых нужд, а вторым люди «задабривали» лесных обитателей.
Влюбленные девушки согласно поверью с трепетом считали, сколько секунд будет колебаться вода в ведре с колодезной водой, если в него опустить колечко, подаренное суженым.
С колодезной водой вели долгие беседы старцы, отождествляя её с вековой мудростью. Вообще, к колодцу относились как к месту, где можно на некоторое время отрешиться от мирских забот, немного побыть наедине с самим собой.
Колодец не был лишён хтонических черт, и не только в силу непосредственных аналогий с дорогой в нижний мир, однако, представления о демонах и нечистой силе, связанных с колодцем, по сравнению с природными водоёмами практически отсутствуют. Так как колодец рукотворен, то это обстоятельство избавляет его от изрядной доли «зловредного» влияния.
Обряды почитания колодцев сравнимы с обрядами почитания священных источников: в определённые дни колодцы украшали, обсыпали зерном и маком, освящали, приносили в качестве подношения ритуальную пищу…
Таким образом, в славянской мифологии вполне могли существовать представления о колодце как вместилище и проводнике душ будущих потомков. Вполне возможно, что по представлениям славян, такую же роль могли выполнять и другие источники воды, от качества которых зависело «качество» будущего ребёнка.
Ещё одним подтверждением нашей гипотезе являются существующие и по сей день повсеместно поверья о волшебной силе источников, способных исцелить женщину от самого страшного недуга – бесплодия, вдохнуть в неё новую жизнь, новую душу.
С колодезной водой вели долгие беседы старцы, отождествляя её с вековой мудростью. Вообще, к колодцу относились как к месту, где можно на некоторое время отрешиться от мирских забот, немного побыть наедине с самим собой.
Колодец не был лишён хтонических черт, и не только в силу непосредственных аналогий с дорогой в нижний мир, однако, представления о демонах и нечистой силе, связанных с колодцем, по сравнению с природными водоёмами практически отсутствуют. Так как колодец рукотворен, то это обстоятельство избавляет его от изрядной доли «зловредного» влияния.
Обряды почитания колодцев сравнимы с обрядами почитания священных источников: в определённые дни колодцы украшали, обсыпали зерном и маком, освящали, приносили в качестве подношения ритуальную пищу…
Таким образом, в славянской мифологии вполне могли существовать представления о колодце как вместилище и проводнике душ будущих потомков. Вполне возможно, что по представлениям славян, такую же роль могли выполнять и другие источники воды, от качества которых зависело «качество» будущего ребёнка.
Ещё одним подтверждением нашей гипотезе являются существующие и по сей день повсеместно поверья о волшебной силе источников, способных исцелить женщину от самого страшного недуга – бесплодия, вдохнуть в неё новую жизнь, новую душу.
С древнейших времен колодец на Руси служил символом дома. Возвращающегося из дальних странствий путника домашние встречали ковшом холодной колодезной воды.

Комментариев нет:
Отправить комментарий