
Онисим-овчар — день памяти св. апо́стола Они́сима, отмечаемый Церковью 15/28 февраля. Известно, что Онисим родом из г. Колосса во Фригии был одним из семидесяти апостолов.
Был беглым рабом и в Риме попал в тюрьму. В тюрьме он встретился с апостолом Павлом, был просвещен им и принял крещение. По преданию, Онисим был назначен епископом в Эфесе; в 109 году в Риме он был до смерти побит камнями противниками христианской веры.

В народной традиции св. Онисим считался покровителем овец, и потому его называли овчаром, то есть пастухом овец. На Онисима-овчара в некоторых местах у русских существовал обычай окликать звезды для того, чтобы овцы хорошо ягнились. В Воронежской губ. этот обряд происходил следующим образом: вечером, с появлением звезд на небе, хозяин овец и пастух шли за околицу и трижды кланялись на все четыре стороны. Затем пастух становился на овечью шкуру и произносил заговор: "Засветись звезда ясная, по поднебесью, на радость миру крещеному. Загорись огнем негасимым на утеху православным. Ты заглянь, звезда, на двор рабу (имя рек). Ты освети, звезда ясная, огнем негасимым белояровых овец. Как по поднебесью звездам несть числа, так бы у раба (имя рек) уродилось овец более того" (Некрылова А.Ф., 1991).
Сравнение овец со звездами, свойственное традиционному сознанию, легло также в основу приема метафоры в жанре загадки:
"Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат";
"Один пастух тысячи овец пасет";
"Бежат, бежат овечки
по липовой дощечке;
увидали зорю —
пали в воду".
К дню Онисима-овчара в южнорусских губерниях — Рязанской, Тульской и др. — приурочивался обычай "зорнения пряжи": ее вывешивали на утренний мороз, считая, что от этого она станет белой, чистой и крепкой.
В некоторых местах на мороз выставляли также зерно, предназначенное для посевов, чтобы урожай хлебов был лучше. С помощью "зорнения" на Онисима-овчара очищали конопляное масло: его перемешивали со снегом и ставили на солнце, отчего снег таял и впитывал темные примеси из масла. Загрязненная вода оседала внизу, а ночью замерзала, и наверху оставалось очищенное и осветленное масло.
"Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат";
"Один пастух тысячи овец пасет";
"Бежат, бежат овечки
по липовой дощечке;
увидали зорю —
пали в воду".
К дню Онисима-овчара в южнорусских губерниях — Рязанской, Тульской и др. — приурочивался обычай "зорнения пряжи": ее вывешивали на утренний мороз, считая, что от этого она станет белой, чистой и крепкой.
В некоторых местах на мороз выставляли также зерно, предназначенное для посевов, чтобы урожай хлебов был лучше. С помощью "зорнения" на Онисима-овчара очищали конопляное масло: его перемешивали со снегом и ставили на солнце, отчего снег таял и впитывал темные примеси из масла. Загрязненная вода оседала внизу, а ночью замерзала, и наверху оставалось очищенное и осветленное масло.

Мадлевская Елена Львовна
Комментариев нет:
Отправить комментарий