понедельник, 28 октября 2013 г.

Ендова


Яндова́ или ендова́ — низкая большая братина, с рыльцем, для пива, браги, мёда; в яндовах в старину подавали питья на пирах. Крестьяне зовут яндовой деревянную высокую посудину — жбан.

Ендовы, так же как ковши, братины, скобкари, являлись утварью, традиционной для русского застолья. Они были уже в XVI—XVII вв., но не считались ценными предметами, которые необходимо выставлять на самое лучшее место в доме, как это, например, делалось с братиной или ковшами. Упоминание об этом сосуде встречается в книге С. Герберштейна, путешествовавшего по Московии в XVI в. В ней указывается, что «в 1543 году царь Шигалей дал Троице-Сергиеву монастырю жалованную грамоту, по которой приказчикам этого монастыря дозволялось сечь лес на монастырское дело... на ковши, на блюда, на ендовы и на всякое дело».

Сосуды под названием яндова были разной вместимости; например, в Кирилловской расходной книге назначалось: «квасу медвеного яндову большую 10 чаш», «яндова черные патоки две чаши». Были яндовы в ведро и в полведра.

Ендова представляла собой овальную или круглую в сечении невысокую чашу с рыльцем или носиком для слива. Некоторые ендовы имели короткую рукоятку, с помощью которой было удобно держать сосуд с напитком, и крышку, скрепленную с краем. Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха.
Ендова. Россия, Москва,  Мастерские Московского Кремля, 1644 г. Принадлежала боярину Василию Ивановичу Стрешневу, возглавлявшему в 1630-1635 года Мастерские Московского Кремля.
Они могли быть разных размеров: от вмещавших ведро пива, браги, вина, медовухи до совсем маленьких, вместимостью в четыреста миллилитров, или, как говорили в старину, «в две гривенки».
Ендовы украшались довольно редко, так как они никогда не ставились на стол. Хозяйка только подносила их к столу, разливая вино, медовуху, брагу, пиво по чаркам и кубкам, и сразу же уносила. 
Деревянные ендовы, в отличие от металлических, обычно богато орнаментировались.
Резной орнамент в виде бордюра располагался по краю ендовы, шел на короткую рукоятку, обрамлял желобок-слив. Мотивами орнамента могли быть плетенка, волюты, круги — перлы.  Наличие богатого орнамента на деревянных ендовах объяснялось, вероятно, тем, что они использовались в быту не только для разливания напитков, но и для подачи их на стол. Деревянную ендову могли поставить на середину праздничного стола как скобкарь.



Комментариев нет:

Отправить комментарий