понедельник, 28 октября 2013 г.

Горшок


Горшо́к ("горнец") и "гончар" ("горънчар") происходят от древнерусского "грънъ" ("горн" — плавильная печь) — в традиционной в русской культуре является собирательным названием для разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных. В более широком смысле это же название применяется к любым, чаще достаточно грубого исполнения, сосудам любого происхождения. В том числе, к древнейшим круглодонным и остродонным. Последние повсеместно использовались с эпохи неолита.

Также — низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку.

Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно.
Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями — придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

Горшок — предмет бытовой, утилитарный, в обрядовой жизни русского народа приобрел дополнительные ритуальные функции. Учёные считают, что это один из самых ритуализованных предметов домашней хозяйственной утвари. В поверьях народа горшок осмыслялся как живое антропоморфное существо, у которого есть горло, ручка, носик, черепок (череп).

Горшки принято делить на горшки, несущие в себе женское начало, и горшки с заложенной в них мужской сущностью. Так, в южных губерниях Европейской России хозяйка, покупая горшок, старалась определить его родо-половую принадлежность: является он горшком или горшицей. Считалось, что в горшице сваренная еда будет более вкусной, чем в горшке.

Нужно также отметить, что в народном сознании четко проводится параллель между судьбой горшка и судьбой человека. Это находит своё выражение в загадках, где рассказывается о рождении горшка, его жизни и смерти, а также в таких параллелях, как «ломаный горшок — брошенная жена», «девки — посуда аховая: и не увидишь, как разобьется» и т. п.
Печь и пространство около неё, где располагались горшки и другая посуда, были в народной традиции тесно связаны с культом предков, с «тем светом». По поверью, горшки из печки нельзя обтирать «суконкою» или «запаскою», иначе покойные родители уйдут из хаты, избу покинет домовой и т.д. В некоторых местах принято было, посетив покойника или встретив похоронную процессию, по возвращении домой дотронуться до горшка или печи, что являлось очистительным обрядом (крестьяне говорили, что если этого не сделать, то «смерть будет стоять в очах», «покойник погонится следом», и т.д., т.е. смерть может настигнуть еще кого-то из домашних).

Горшок нашел себе довольно широкое применение в погребальной обрядности. Так, на большей части территории Европейской России был распространен обычай разбивать горшки при выносе из дома покойников. Этот обычай воспринимался как констатация ухода человека из жизни, дома, деревни. В Олонецкой губ. эта идея выражалась несколько иначе. После похорон горшок, наполненный в доме умершего горячими углями, ставился вверх дном на могилу, при этом угли рассыпались и гасли. Кроме того, покойника через два часа после смерти обмывали водой, взятой из нового горшка. После употребления его уносили подальше от дома и закапывали в землю или бросали в воду. Считалось, что в горшке с водой сосредотачивается последняя жизненная сила человека, которую сливают во время обмывания покойника. Если такой горшок оставить в доме, то покойник будет возвращаться с того света и путать живущих в избе людей.
Горшок использовался также как атрибут некоторых обрядовых действий на свадьбах. Так, по обычаю, «свадебщики» во главе с дружкой и свашками утром приходили бить горшки к помещению, где проходила первая брачная ночь молодых, пока они еще не вышли. Битье горшков воспринималось как демонстрация перелома в судьбе девушки и парня, ставших женщиной и мужчиной.

Горшок, кувшин или их части (горлышко) нередко использовались в бытовой магии как обереги домашней птицы. Например, украинцы и белорусы верили, что горшок, повешенный на забор, либо перевернутый днищем вверх, бережет кур и цыплят от ястребов. Во многих восточнославянских деревнях в Великий четверг до восхода солнца хозяйка дома, нагая, бежала со старым горшком в руках на огород и опрокидывала горшок на кол, где он и оставался в течение всего лета; считалось, что он предохраняет кур от хищных птиц, сглаза и прочих бед. Отбитое горло кувшина или горшок без дна служили у русских воплощением куриного бога; их вешали обычно в курятнике, чтобы кикимора или домовой не тревожили кур, а также для того, чтобы куры лучше неслись. Кроме того, битый горшок или старая одежда и шапка, надетые на палку, в некоторых местах призваны были защитить кур от ястребов, а посевы от воробьев, сглаза, порчи и пр.

В народных поверьях горшки и др. сосуды нередко оказывались связаны с атмосферными осадками и небесными светилами. Так, например, ведьмам приписывалась способность красть с неба месяц, звезды, а также росу и дождь и прятать их в горшках или кувшинах (ср., например, быличку о женщине, которая, случайно заглянув в горшок ведьмы, обнаружила там дождь; после открытия горшка прекратилась долгая засуха); вообще, нередко считалось, что в горшке ведьма может «хранить обилие». В новый горшок клали вещи и волосы человека, который находился далеко от дома, и пекли горшок в печи, чтобы человек затосковал и вернулся обратно. При переходе на новоселье хозяева использовали горшок, чтобы перевезти домового на новое место: в горшке переносили жар из старого дома, приглашая домового в новую избу; там высыпали угли в печь, а сам горшок разбивали и ночью закапывали черепки под передний угол. Иногда вместо углей в горшке несли кутью, которую оставляли на ночь на столе или у печи, воспринимая этот обряд как приглашение домового на новоселье.

В некоторых случаях горшки использовали и как оберег от нечистой силы. Например, новый горшок в некоторых быличках надевали на голову, чтобы обмануть беса или чёрта. На Русском Севере существовали также былички о том, как при помощи горшков девушки убереглись от преследования покойника-упыря, нечистого духа и т.п. (ср., например: «Вот оне идут, а он («нечистик») гонится за ними. Девки и заскочили в крайнюю избу... Хозяйка им горшки на головы надела, говорит: «Сидите, не двигайтесь». Вот он заскочил в избу-то, горшки перебил и исчез. А коли бы они горшки-то не надели, так были бы без голов...»).


Комментариев нет:

Отправить комментарий