
Преподобный Феоктист Кукумский (Изгнание нечистого, Чертополох, Феклист) — основал обитель в городе Кукуме на острове Сицилия, где стал игуменом. В его монастыре жили греческие монахи, бежавшие от преследований иконоборцев. Преподобный Феоктист скончался в 800 г., память отмечается 17 января нов.ст. (4 января ст.ст.).

Считалось, что в этот день нечистая сила возвращается в свои владенья, стараясь напоследок натворить как можно больше бед. «Выходи, сила нечистая!» — от двора ко двору кричали гуляющие по деревне парни да мужики. Гнали нечистого, гнали того, который не только на своем болоте страх на всё живое наводил, но и среди людей добро со злом мешал, в сердце человека сомнение вселял.
Человек — за порог, а чёрт — поперёк. То собакой шелудивой, то чёрным комом, наподобие ворона, к дому прибившимся, то в чёрного пса чёрт обернётся. А человек только за порог ступит — стонет птица на крыльце. Не птичьим стоном: вой в нём волчий, стук полночный, плач ребёнка, холодом спеленутого, сердце тот стон разрывает, тоской изводит. Значит, приспело время гнать чёрта из деревни.
А был он обликом что ни на есть деревенский молодец — в собольей шапке, богатом тулупе. Может, из соседней деревни? Только о ту пору с лица задумчивый и будто сам не в себе был. Тоска снедала нечистого. Томим он был любовью.
Парни и мужики хитростью брали: ввечеру на изнанку тулупы надевали. С собой прихватывали кочерги да ожиги, за лыковые пояса сковороды затыкали. Огненоши, те мужики, что с ветошью зажжённой по дворам ходили, кричали: «Выходи, сила нечистая!» И выходил он в тулупе, что на изнанку не вывернут. Он ведь старался быть всем похож на человека. Тут-то и узнавали его, и кадалась на него с ожигами, с поленьями, с кочергами толпа людская. Часто чёрт успевал обернуться в тварь неведомую.
На том месте, где чёрта били, зажигали парни кострище и начиналось гулянье. Чтобы оберечь своё здоровье, парни и девушки прыгали через крещенский огонь. А тем временем прибывало дня на куриный скок.
В этот день славили чертополох. Считается, что он и врачует болезни, и утоляет девичьи зазнобы, и отгоняет бесов, и сохраняет в целости домашний скот. Его везде берегут. Чертополох, принесенный на Русь с киевских полей, обладает великой силой. Его приносили женщины-переходницы. «Если кто хочет быть цел в дороге, тот запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох». В великорусских губерниях промышляли вощанками старушки-переходницы, исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку. Его не должен никто ни видеть, ни трогать. На восьмую ночь, последнюю на Святках, приносили чертополох к старушке-переходнице. Она варила его с особенными обрядами, с воском и ладаном. Вываренную вощанку зашивают в ладанку и носят её на шее, у креста — для ограждения от всякой «притки-порчи». Широколистый, красноцветный чертополох обладает великою силою. Чтобы избавиться от преследующего чёрта, советуют бросать в него цепкими шишками этого растения. По народным рассказам, чертополох (перунов цвет) прогоняет чертей, оберегает домашний скот, врачует болезни и унимает девичью зазнобу.
Человек — за порог, а чёрт — поперёк. То собакой шелудивой, то чёрным комом, наподобие ворона, к дому прибившимся, то в чёрного пса чёрт обернётся. А человек только за порог ступит — стонет птица на крыльце. Не птичьим стоном: вой в нём волчий, стук полночный, плач ребёнка, холодом спеленутого, сердце тот стон разрывает, тоской изводит. Значит, приспело время гнать чёрта из деревни.
А был он обликом что ни на есть деревенский молодец — в собольей шапке, богатом тулупе. Может, из соседней деревни? Только о ту пору с лица задумчивый и будто сам не в себе был. Тоска снедала нечистого. Томим он был любовью.
Парни и мужики хитростью брали: ввечеру на изнанку тулупы надевали. С собой прихватывали кочерги да ожиги, за лыковые пояса сковороды затыкали. Огненоши, те мужики, что с ветошью зажжённой по дворам ходили, кричали: «Выходи, сила нечистая!» И выходил он в тулупе, что на изнанку не вывернут. Он ведь старался быть всем похож на человека. Тут-то и узнавали его, и кадалась на него с ожигами, с поленьями, с кочергами толпа людская. Часто чёрт успевал обернуться в тварь неведомую.
На том месте, где чёрта били, зажигали парни кострище и начиналось гулянье. Чтобы оберечь своё здоровье, парни и девушки прыгали через крещенский огонь. А тем временем прибывало дня на куриный скок.
В этот день славили чертополох. Считается, что он и врачует болезни, и утоляет девичьи зазнобы, и отгоняет бесов, и сохраняет в целости домашний скот. Его везде берегут. Чертополох, принесенный на Русь с киевских полей, обладает великой силой. Его приносили женщины-переходницы. «Если кто хочет быть цел в дороге, тот запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох». В великорусских губерниях промышляли вощанками старушки-переходницы, исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку. Его не должен никто ни видеть, ни трогать. На восьмую ночь, последнюю на Святках, приносили чертополох к старушке-переходнице. Она варила его с особенными обрядами, с воском и ладаном. Вываренную вощанку зашивают в ладанку и носят её на шее, у креста — для ограждения от всякой «притки-порчи». Широколистый, красноцветный чертополох обладает великою силою. Чтобы избавиться от преследующего чёрта, советуют бросать в него цепкими шишками этого растения. По народным рассказам, чертополох (перунов цвет) прогоняет чертей, оберегает домашний скот, врачует болезни и унимает девичью зазнобу.

Комментариев нет:
Отправить комментарий